Для показа теневого театра ведущий и группа ребят-исполнителей, которые действуют за экраном, должны подготовиться заранее.
Прежде всего надо выбрать из литературных произведений те эпизоды, которые можно выразительно показать в теневых картинах.
Например: «Тимур и его команда» А.Гайдара. В комнате на даче, где живет Тимур. Женя с саблей и пистолетом в руках. Выстрел.
«Витя Малеев в школе и дома» Н.Носова. Пытаясь подражать артисту цирка, Костя Шишкин балансирует чемоданом и подушкой. Витя помогает приятелю.
Как изобразить картинки теневого театра
Тарас дерется на кулачках с Остапом. (Н.В.Гоголь, "Тарас Бульба")
Персонажи, появляющиеся на экране, безмолвствуют; значит, нужно, чтобы они проявляли себя в движениях. Экран, натянутый в пролете дверей, будет невелик, поэтому в каждом эпизоде может участвовать не больше двух действующих лиц. Они должны находиться совсем близко к экрану. Только при этом условии тени получатся довольно четкие.
Для показа картин потребуются кое-какая обстановка и бутафория. Исполнителям придется изменять свою внешность в соответствии с теми персонажами, которых они будут изображать.
Такая подготовка может показаться довольно сложной. В действительности же она очень проста и требует не столько труда и времени, сколько изобретательности.
Не надо забывать, что зрители – участники игры – видят на экране лишь очертания людей и предметов. Поэтому, скажем, борода, вырезанная из бумаги, будет выглядеть на силуэте как настоящая; никто не догадается, что свитка Остапа, к примеру, сделана из ловко подколотого одеяла. Трубку Ноздреву можно вырезать из картона и прикрепить ее к простой палке, которая на силуэте
вполне сойдет за чубук. Гримироваться красками исполнителям, разумеется, не надо.
Чтобы зрители не видели, как одна картина теневого театра сменяется другой, за экраном должна быть
плотная занавеска, непроницаемая для света.
Когда персонажи одного эпизода отгаданы участниками игры, занавеска быстро задергивается. Обстановка немедленно изменяется, и действующие лица другого эпизода занимают места, заранее определенные для них в картине. После этого занавеска отодвигается.
Ясно, что в смежных картинах не могут участвовать одни и те же исполнители: они не успеют «перевоплотиться». Поэтому в группе, действующем за экраном, должно быть 10-12 человек. Трое из них заняты технической работой: они открывают и закрывают занавеску, сменяют обстановку и бутафорию.
В 2-3 шагах от экрана нужно поместить сильную электрическую лампу и заключить ее в рефлектор, сделанный из куска картона или фанеры. При этом условии экран будет лучше освещаться.
Перед показом картины исполнители должны провести одну-две репетиции.
Выбрав себе помощника, ведущий вместе с ним руководит репетициями. Сидя в той комнате, где позднее соберутся участники игры, ведущий просматривает на экране одну картину за другой и дает необходимые указания. Согласно с ними, под наблюдением помощника ведущего, действуют исполнители, которые находятся за экраном.