Игра Ночной поиск проводится в сумерки. Участвуют две равные команды по 15-20 человек. В каждой команде 5 человек – «часовые», остальные – «лазутчики».
В лесу выбирают две поляны на расстоянии в 200-300 шагов одну от другой. Заняв одну из полян, каждая команда получает от ведущего десять маленьких флажков из белой бумаги и развешивает их по одному на кустах и деревьях вокруг поляны, невысоко от земли.
У одной команды флажки квадратные, у другой – треугольные.
Игра начинается по звуку горна. Лазутчики стараются незаметно пробраться на поляну противников, снять не менее трех флажков и принести их в свой лагерь.
Часовые охраняют поляну от нападения; они пятнают и берут в плен замеченных лазутчиков противника.
Уберечь флажки нелегко: каждому часовому в начале игры приходится охранять два флажка, находящихся не так близко один от другого, да и лазутчики противников стараются различными способами отвлекать внимание часового, чтобы легче было унести флажок.
Однако и задача лазутчиков не проста: надо не только на глазах у часовых похитить флажки, но и пробраться на свою поляну. Подходя к ней, можно столкнуться с лазутчиками противников и попасть к ним в плен.
Потеряв один из двух охраняемых флажков, часовой становится на середине поляны. Отсюда он помогает своим товарищам, предупреждая их о приближении противников, которых удастся заметить.
Когда одна команда добудет три «неприятельских» флажка, дается сигнал, а через 10 минут – второй, по которому игра заканчивается. После этого выкупают пленных: за каждого человека возвращают один флажок.
Побеждает та команда, у которой останутся флажки противника. Если у обеих команд пленных нет, то результат игры определяется по числу флажков, добытых лазутчиками.