Для игры нужны небольшой резиновый мяч (лучше «литой») и лапта – круглая палка длиной в 60-70 см, а толщиной в 3-3,5 см.
Правила русской лапты
На площадке проводят две параллельные черты: одна из них — «дом», другая —«кон». Пространство, отделяющее дом от кона, называется полем; его длина 20 — 25 шагов.
Участники игры делятся на две равные команды, одна из них бьет, другая водит. Эти роли определяются жребием.
Один из водящей команды, подавальщик, становится с мячом в руках на линию дома, а все его товарищи рассыпаются по полю.
Команда, которая бьет, занимает место за линией дома. Один из этой команды, метальщик, берет лапту и становится на линию дома против подавальщика, примерно в 2 шагах от него.
Подавальщик подбрасывает мяч, а метальщик старается ударить лаптой по мячу и отбить его возможно дальше в поле. По очереди все играющие бьющей команды исполняют роль метальщиков. Каждому разрешается бить по мячу только один раз. Если мяч подан плохо, можно воздержаться от удара. Промахнувшись, метальщик должен отойти за линию дома. Так же метальщик может поступить и в том случае, когда он попадет по мячу. Однако если удар удачен и мяч полетел далеко в поле, метальщику выгоднее бежать на линию кона и даже постараться вернуться к своей команде: побывав на линии кона и возвратившись домой, метальщик снова приобретает право бить по мячу.
Водящие ловят отбитый мяч и, если метальщик побежит, стараются запятнать его, пока он находится в поле. Они могут преследовать его и перебрасывать мяч друг другу, чтобы бить в бегущего на более близком расстоянии.
Когда метальщика запятнают, водящие бегут к линии дома; если они все достигнут ее, то бьющая команда уступает свое место противникам и идет в поле водить. Однако, пока водящие бегут к линии дома, бьющая команда может еще поправить свое положение — запятнать мячом одного из противников раньше, чем он добежит до дома. Это может сделать метальщик, только что запятнанный в поле. Если же у него нет уверенности в себе, он перекидывает мяч кому-либо из своих товарищей, стоящих за линией дома, и тот, не сходя с места, старается запятнать мячом любого противника, приближающегося к дому.
Нередко случается, что в бьющей команде все игроки, кроме одного, уже ударили по мячу; некоторые из них находятся на линии кона, другие – дома.
Все ждут удачного удара, после которого несколько человек вернутся домой с линии кона, и получат право бить снова.
В этом случае команду может выручить играющий, который еще не бил ни разу. Ему дается право ударить трижды. Если он промахнется три раза, то бьющая команда уступает свое место водящим. Если же последний игрок ударит по мячу, пусть даже слабо, то кто-нибудь из команды бежит с кона домой, с каким бы риском это ни было связано.
Может создаться еще более трудное положение: последний играющий начинает бить тогда, когда все его товарищи находятся дома. В таком случае при любом ударе по мячу хотя бы одному человеку надо добежать до кона и вернуться к своей команде.
В такой момент решающее значение для команды водящих приобретает тот, кто подает мяч: он зорко следит за противниками, которые порываются убежать из дома. Как только кто-нибудь из них перейдет в поле, подавальщик может пятнать мячом. В случае удачи вся команда водящих бежит к дому. Если в это время удается кого-нибудь из них запятнать, то бьющая команда остается на своем месте; если же не удается, она водит.
Если после удара по мячу лапта брошена на землю в поле, подавальщик может запятнать ее рукой, и тогда бьющая команда уступает место водящим.
В том случае, когда мяч, отбитый в поле, пойман «с воздуха» кем-либо из водящих, команды меняются ролями.